Транспортная фанера — что это такое и в чем преимущества

8 мая 2024
aftor

Аркадий Валерьевич

Главный редактор блога

Как можно понять из названия, транспортная фанера применяется в автомобильной промышленности. Ею обшивают стены и пол в машинах, которые используются для перевозки грузов. Разберемся, в чем преимущества такого материала, как его правильно выбрать в соответствии со своими целями.

Транспортная фанера представляет собой шпонированные тонкие листы, которые соединены между собой перпендикулярно. Они изготавливаются по общему принципу, но на финальном этапе добавляется ламинированное покрытие, которое повышает устойчивость к влаге и увеличивает срок службы материала.

Еще одна важная особенность материала — толщина. Этот показатель больше, чем у стандартных листов, что обеспечивает улучшенную звукоизоляцию и удержание тепла внутри салона.

Слои пропитываются различными клеящими составами, формальдегидной смолой либо бакелитовым лаком. Первый делает волокна прочнее на изгиб, второй — повышает влагостойкость и устойчивость к внешнему воздействию.


Фанера транспортная делится на два вида, что определяет порядок ее использования:

  • ФСФ-ТВ — вариант с повышенной огнеустойчивостью, это ФСФ-листы, которые дополнительно обработаны специальными пропитками, благодаря которым материал не воспламеняется, он только тлеет;
  • ФОФ — ламинированные листы, которые дополнительно облицованы пленкой, повышающей устойчивость к влаге.

Также транспортная фанера классифицируется по типу обработок поверхности на две марки:

  • F\F — гладкая фанера, у которой оба внешних слоя отшлифованы до гладкости;
  • F\W — лист, у которого отшлифована только одна сторона, вторая сетчатая, обеспечивающая лучшее сцепление с поверхностью.

Еще одна классификация — древесина, используемая в процессе изготовления шпонированных листов. Это могут быть лиственные породы либо хвойные. В первом случае производители чаще всего выбирают березу, во втором — сосну.

Транспортная фанера используется в автомобильной промышленности для изготовления:

  • напольного покрытия — в этом случае подходят листы, у которых одна из сторон сетчатая, что предотвращает скольжение груза по салону;
  • обшивка стен и дверей — используются листы, толщина которых не превышает 9 мм, а каждая из сторон отшлифована;
  • монтаж автомобильного днища — сетчатая сторона также обеспечивает хорошее сцепление;
  • обшивка стен рефрижераторов и холодильных камер — тонкая фанера хорошо выдерживает конденсат, который образуется от перепада температур и удерживает заданный градус.

Также транспортная фанера часто используется для изготовления лодочных настилов — за счет водоотталкивающих свойств материал выдерживает длительный контакт с водой, а сетчатая структура исключает скольжение. Другая сфера применения фанеры — строительство, в частности из нее делают многоразовую опалубку, которая за счет прочности может использовать до ста раз, не теряя свои эксплуатационные характеристики, что позволяет значительно сэкономить расходы.

Важно учитывать, что для сохранения тепла фанеру нужно укладывать поверх утеплителя, так как толщины шпонированных листов не хватит для обеспечения тепла.


Решая, какая фанера нужна для той или иной задачи, в первую очередь учитывается толщина листов:

  • 6-9 мм — для обшивки стен малогабаритных автомобилей, которые используются для перевозки грузов;
  • 9-12 мм — для покрытия пола и лодочного настила;
  • 12-21 мм — для обшивки кузова большегрузных машин;
  • 15-18 мм — для изготовления полок и обшивки стен в вагонах поездов;
  • 18-27 мм — при создании напольного покрытия в грузовых автомобилях и поездах;
  • 21-30 — для изготовления палуб и переборок судов;
  • 27-36 — для создания сценических площадок и подиумов.

Чем толще фанера, тем больше нагрузки она выдерживает. Также при выборе транспортной фанеры нужно учитывать вид и сорт — для обшивки автомобилей для грузоперевозок выбирают ФОФ второго либо третьего сорта, а для вагонов — ФСФ-ТВ второго сорта. Они стоят меньше, чем первосортные листы, но при этом достаточно прочные, чтобы справится с задачами, для которых используются.

Формат листов не имеет значения, потому что при обшивке их придется раскраивать. Но если вы хотите использовать листы целиком, можно заказать их по индивидуальным замерам.

Важная особенность транспортной фанеры — легкость монтажа. Чтобы сделать облицовку листами нужно минимум действий:

  • подготовить саморезы подходящего размера;
  • проделать отверстия в каждом листе, соответствующие прессшайбам;
  • если это фанера, у которой слои пропитаны смолой, нужно использовать на торцах гидроизоляционную краску, если речь идет о бакелитовой фанере, такая дополнительная защита не нужна;
  • закрепить листы в установленные места при помощи саморезов;
  • заполнить оставшиеся швы — для этого можно использовать силиконовый герметик, нащельники пластмассовые или металлические.

Для напольного покрытия используется тот же алгоритм, поэтому монтаж транспортной фанеры возможен своими силами, не придется обращаться к мастерам.


Популярность транспортной фанеры объясняется ее плюсами. Вот основные из них:

  • небольшой вес при повышенной прочности — за счет этого увеличивается грузоподъемность автомобиля при таком же весе;
  • возможность выбрать тип поверхности — если листы гладкие, можно легко перетаскивать груз внутри салона, а если сетчатые — не бояться, что ящики будут перекатываться в процессе перевозки;
  • устойчивость к влаге и механическому воздействию, что позволяет не зависеть от температурных перепадов и экстремальных внешних условий;
  • легкость монтажа и обработки, благодаря чему, не нужно тратить деньги и время на мастеров, все можно делать самостоятельно;
  • хорошая звуко- и теплоизоляция, что обеспечивает дополнительных комфорт при грузоперевозках.

При таких эксплуатационных характеристиках у транспортной фанеры хорошее соотношение цены и качества — это недорогой, но прочный и износостойкий материал, который прослужит долго.


Оцените эту статью:

оценок, средняя оценка: 0 из 5

Ответы на вопросы

Какие особенности и преимущества имеет транспортная фанера?

Какая структура у транспортной фанеры и какие материалы используются при ее производстве?

Транспортная фанера имеет многослойную структуру с несколькими дополнительными армирующими слоями, как правило стеклоткани, между основными древесными слоями. Это придает материалу повышенную прочность. Кроме того, для уплотнения структуры и создания прочной связи между слоями при производстве применяются полимерные смолы на основе фенола или меламина.

Как выбрать правильную транспортную фанеру для конкретных нужд?

При выборе транспортной фанеры необходимо учитывать особенности ее эксплуатации - тип и габариты перевозимых грузов, открытость или закрытость хранения. Следует выбирать материал с учётом погодных условий, сроков службы и требуемой нагрузки. Качество ламинации и наличие защитных покрытий также важны. Это позволит подобрать наиболее подходящий по характеристикам материал.

Как ухаживать за транспортной фанерой и поддерживать ее в хорошем состоянии?

Рекомендуется хранить транспортную фанеру в закрытых, сухих помещениях, защищая от прямых солнечных лучей и атмосферных осадков. Следует регулярно осматривать ее на предмет повреждений и не допускать скопления грязи и влаги. При необходимости следует очищать поверхность и обрабатывать защитными составами для поддержания высоких эксплуатационных свойств.