Внимание! 9-10 мая склады не работают. 11-12 мая работают следующие склады: ул. Софийская 61, Щёглово, ж/д станция Кирпичный завод, 2А

Авиационная фанера: что это такое и в чем преимущества

30 апреля 2024
aftor

Аркадий Валерьевич

Главный редактор

Один из самых прочных видов фанеры — авиационная. За счет своих характеристик часто используется в промышленной сфере. Разберемся, в чем особенности авиационной фанеры, какие ее плюсы и когда ее можно использовать.

Авиационная фанера изготавливается из березового шпона, количество слоев — три и больше. За счет этого варьируется толщина пласта — минимальный показатель составляет 3 мм, максимальный — 16 мм. Это стандартные показатели фанеры, но есть и листы, толщина которых составляет всего 1 мм.

При этом, авиационная фанера отличается повышенной плотностью и гибкостью — шпонированные листы можно сгибать почти пополам без риска растрескивания. Благодаря этому, из материала можно делать различные изогнутые элементы, которые отличаются надежностью и длительным сроком службы.

Также у данного вида материала повышенная прочность — он выдерживает большие нагрузки и экстремальные условия, можно использовать шпонированные листы в жару, мороз и при повышенной влажности, а также ставить на пласт большой вес.

За счет таких характеристик авиационная фанера используется в разных сферах, в том числе, промышленности и изготовлении музыкальных инструментов.


Фанера подразделяется, в зависимости от используемой основы. Есть древесина, которая делается с пропиткой из фенолформальдегидной смолы с добавлением пластика — такие листы не могут использоваться внутри помещения, но на улице из них можно изготавливать любые конструкции. Название такого вида материала — дельта-древесина.

Также авиационная фанера подразделяется на несколько видов, в зависимости от того, какая прослойка используется. Марки БП-А и БП-В пропитываются смолой изнутри, а наружные слои покрываются пленкой, которая обеспечивает влагоустойчивость.

Есть также сорт БПС-1В, где шпонированная прослойка дублируется, что повышает прочность листа. Толщина такого пласта — 10 мм. И самый прочный вид — БС-1. Здесь используется смоляной состав СФЖ 3011, что позволяет увеличить нагрузку на лист до 96 мПа.

Помимо деления по сортам, фанера классифицируется по типу обработки поверхности. Она может быть шлифована с одной или с обеих сторон либо быть с шероховатой поверхностью.

Если вы выбираете фанеру для своих целей, имеет значение также размер листа — чтобы его было достаточно, но при этом не пришлось пилить пласт на мелкие части. Ширина стандартного шпонированного листа может быть от 800 до 1500 мм, а длина от 1220 до 1550 мм. При этом практически все производители работают по индивидуальным заказам, поэтому если вам нужен шпон нестандартного размера, вы можете его приобрести.


Данный вид фанеры применяется не только в авиации, несмотря на название. Из шпонированных листов изготавливают корабли, лодки и другие виды судов — за счет ламинированной пленки и водоотталкивающих свойств, материал выдерживает длительное пребывание в воде,в том числе, соленой. Помимо этого из фанерных пластов делают внутреннюю часть кораблей.

Также шпонированные листы используются:

  • в авиации — из фанеры делают все виды летательных аппаратов и отдельные детали к ним;
  • в автопромышленности — шпоном оклеивают стены и пол в кузове, материал обеспечивает хорошую звуко- и шумоизоляцию, и создает хорошее сцепление, можно не бояться, что груз будет скользить по кузову;
  • вагоностроении — авиационной фанерой обшивают стены пассажирских поездов, так в вагонах сохраняется тепло и повышается пожарная безопасность;
  • изготовление музыкальных инструментов — за счет сочетания легкости и прочности из шпонированных листов делают гитары, скрипки и другие инструменты. К тому же материал легко гнется, поэтому можно создавать различные формы, не переживая за состояние древесины.

Данный вид фанеры также может использоваться в строительстве и в ремонтных работах. Но с учетом стоимости материала, такие затраты не всегда оправданы.

Таким образом, авиационная фанера — это прочный, гибкий и легкий материал, который используется в промышленности и для реш

Оцените эту статью:

16 оценок, средняя оценка: 1.63 из 5

Ответы на вопросы

Какая особенность отличает авиационную фанеру от обычной фанеры?

Какие материалы используются при производстве авиационной фанеры?

Для производства авиационной фанеры используются наиболее прочные породы дерева: сосна, дуб, махагони. Преимущество отдается материалам с высокой плотностью и прочностью, способным выдерживать большие нагрузки. Кроме того, применяются специальные виды клеев на эпоксидной основе, обеспечивающие повышенную прочность склеивания слоев древесины.

В каких областях авиации применяется авиационная фанера?

Авиационная фанера находит применение практически во всех элементах конструкции самолёта. Она используется для изготовления наружных обшивок фюзеляжа и крыльев, отделки пассажирских салонов, изготовления мебели и дверей в салонах. Кроме того, авиационная фанера применяется для изготовления внутренних переборок и перегородок в фюзеляже, что позволяет обеспечить высокую прочность конструкции самолёта при минимальном весе.

Какие требования качества и стандарты соблюдаются при производстве авиационной фанеры?

При производстве авиационной фанеры соблюдаются максимально высокие требования к качеству сырья и всему производственному процессу. Фанера должна соответствовать жестким отраслевым и международным стандартам авиастроения, таким как EN, ГОСТ и другим. Каждая партия фанеры проходит тщательные лабораторные испытания на прочность, герметичность и другие показатели для гарантии безопасной эксплуатации.